Старинный кирпич сегодня в моде. Всё большую популярность приобретает декорирование лицевых стенок каминов, печей, помещений кафе или ресторанов с помощью старинных кирпичей. Особую атмосферу интерьеру придает открытая кирпичная кладка с отпечатками клейм заводов-изготовителей. А много ли мы знаем о том, что означают эти загадочные надписи? Какие тайны скрыты от нас более чем столетней историей?

Старинный кирпич в эпоху Ивана Грозного

Первые надписи на кирпичах, зафиксированные археологами, относятся еще к I веку до н.э. Тогда при строительстве Вавилона на сотнях тысячах кирпичией ставились клейма египетского царя Навуходоносора. Впоследствии, уже в I веке н.э., обнаруживаются клейма римских легионеров. На них иногда указывалась дата изготовления кирпича. Первые упоминания об организации кирпичного дела на Руси приходятся на период правления Ивана Грозного. Тогда в 1584 году был учреждён «Каменный приказ». Ему были подчинены и «Государевы дворцовые сараи» – казенные кирпичные заводы, выпускавшие кирпич для царских палат. При Борисе Годунове появляются и первые клейма. Это контурные изображения единорога и двуглавого орла, выполненные на тычковой стороне кирпича.
Старинный кирпич в эпоху Петра I

В 1713 году Петр I разрешил «кирпич делать и продавать всяких чинов людям повольно». Но настоящее освоение кирпичного дела в России частными заводами началось лишь с 1741 года. В те времена клеймение не являлось обязательной процедурой при производстве кирпича. Однако история сохранила для нас всевозможные варианты древних клейм. Они подробно описаны известным ученым Киселёвым. А ещё так называемые «счётные метки» в виде точек и штрихов, которые ставились на кирпич мастером для удобства подсчета произведенной продукции.
Клеймо как контроль качества
Обязательное «выжимание клейма на сырце при формировании его или в процессе сушки» было закреплено указом от 24.01.1847 года в «Правилах о единообразной и прочной выделки кирпича». По этим правилам на каждом (!) кирпиче должно быть непременно помещено клеймо завода для обозначения производителя. Это делалось на случай, если во время строительства или с течением времени будет обнаружен некачественный кирпич. Тогда недобросовестный поставщик мог быть привлечен к ответственности. Прошли десятилетия. И кирпичное клеймо, первоначально предназначавшееся для того, чтобы «было с кого спросить», пережило промышленную революцию и многочисленные этапы развития торговли и ведения бизнеса. Оно превратилось к началу XX века в мощное средство рекламы своего товара и получения прибыли производителями. Но сохранило при этом свою первоначальную функцию. Обычная малоприметная метка завода стала отличительным товарным знаком, привлекающим к нему внимание покупателей и гарантирующим его качество.
Петербургский старинный кирпич
Проследим основные особенности эволюции кирпичных клейм и их разновидности на примере кирпичей, произведенных в Санкт-Петербургской губернии и ее окрестностях в середине XIX – начале XX века.
От ручного оттиска к матрице

Первоначально клеймо наносилось на сырец после формовки вручную путем оттиска деревянным или металлическим штампом. Для таких клейм характерна нерегулярность нанесения, неравномерная глубина оттиска и произвольное расположение на постели. С развитием производства клейма стали наносить в помощью специальной формы – металлической или керамической матрицы, прикреплявшейся к дну формы или формовочного стола. Этим обеспечивалась симметричность расположения клейма на постели, равномерность глубины оттиска и клеймение всех без исключения кирпичей в партии.
Старинный кирпич как визитная карточка

С течением времени форма менялась, наполняясь всевозможными причудливыми видами ажурных рамок и дополнительной информацией о производителе и заводе. Что же изображалось на клейме? Зачастую это были просто двух- или трехбуквенные инициалы владельца, либо его фамилия, либо название завода. На клейме могло быть указано местоположение завода или местности, год основания или отличительный символ. Поскольку петербургские заводы располагались в большом количестве вблизи водных путей, что облегчало транспортировку кирпича к месту строительства, на клеймах можно встретить основные географические названия петербургских рек.
Разнообразные рамки

Что касается рамок, то встречаются как обычные прямоугольные, так и с полукружьем, в котором указывался номер, присвоенный мастеру, отвечавшему за выпуск данной партии. Ввиду большой текучести кадров и сезонности работы на некоторых кирпичных заводах такие номера доходили до трёхзначных цифр. Особо отметим свойственные началу XX века фигурные рамки, необычные круглые рамки.
От прописного к печатному шрифту

В середине XIX века нередко использовался прописной шрифт, на смену которого для обозначения полных фамилий пришел строгий печатный. Отметим оригинальное использование всего размера постели для полного воспроизведения своей фамилии на клейме А.Богдановича. Все символы клейм были вдавлены в постель. А выпуклые клейма встречаются чрезвычайно редко, например завода «Савикко» И. Н. Салтыкова недалеко от ст. Кирилловское, ранее располагавшегося на территории Великого Княжества Финляндского, или ранние клейма завода М. Иванова.
Находка для коллекционера

Матрица с клеймом в процессе нанесения нередко забивалась сырцом. Это при ненадлежащей чистке приводило к разнообразным дефектам оттиска клейма. Наиболее характерными последствиями этого являлось «усекновение» фамилии на клейме («Лени» вместо полной фамилии «Ленинъ») или пропуск букв. Наряду с такими дефектами существовали и откровенные ошибки изготовления самих матриц. Они были связаны с неправильным изображением букв, от чего надпись приобретала вид зеркально отраженной.
Пробел в систематизации
До сих пор существует огромный пробел в упорядоченной каталогизации и атрибуции клейм кирпичных заводов, существовавших в России. Это обусловлено большим количеством мелких заводов и индивидуальных ремесленников. И частой сменой их владельцев и относительно коротким «временем жизни» (1-2 года) подобных производств. В результате, за исключением крупных уездных и волостных производителей, наблюдается определенная скудность информационных материалов в справочной литературе, посвященной фабрично-заводской промышленности России XIX – начала XX века. Некоторым подспорьем служат издававшиеся ежегодно «Адрес-календари» и «Памятные книжки» губерний России, однако сведения о владельцах заводов публиковались там крайне нерегулярно.
Следует отметить, что клейма на кирпичах в Санкт-Петербургской губернии в подавляющем большинстве случаев наносились именно на постели, в то время как, например, в Московской губернии преобладают клейма, расположенные на тычке или ложке.
Из жизни кирпичных заводов
В заключение приведём интересную и поучительную историю, связанную с производством кирпича.
Неудавшийся бизнес-проект
В последней трети XIX века простой и практичный способ отделки фасадов кирпичом в северной столице пришёл на смену непрочной и недолговечной штукатурке. Члены Императорского Общества архитекторов Резанов, Шретер и Китнер оказались талантливыми дизайнерами и весьма предприимчивыми людьми. Они посчитали, что пропагандируемый ими «кирпичный стиль построек представляет во всех отношениях немалую выгоду, так как кирпичная кладка в петербургском климате обладает большей прочностью, а на возведение строения требуется меньше времени». И в 1853 году основали «Товарищество обработки строительных материалов» для усовершенствования технологии изготовления кирпича (клеймо «Т.О.С.М.»).

Действительно, зарабатывать не только на проектировании зданий, но и на поставках подрядчикам строительства этих зданий рекомендованного строительного материала казалось весьма привлекательным делом. Однако, предприниматели не учли одной российской реалии. Индустриальный способ производства кирпичей на постоянно действующей обжиговой печи и по современной технологии стал обходиться намного дороже сезонного кустарного, обслуживаемого несколькими рабочими! Вскоре завод в деревне Усть-Славянка на правом берегу Невы стал убыточен. И архитекторы вышли из числа пайщиков товарищества… Впредь для спроектированных ими важных сооружений они отдавали предпочтение немецкому кирпичу высокого качества с разноцветной поливой.
Семейное предприятие
Пожалуй, наиболее известной династией владельцев кирпичных заводов в России является старинный род ижорских крестьян Захаровых. Дело с владения первым заводом, построенным ещё в 1790 году, начал Кузьма Захаров. А в 1813 году для будущего раздела наследства между двумя сыновьями основал ещё один, который отошел к младшему Дмитрию (клеймо «Д.З»). В 1884 году он провёл модернизацию своего завода, установив новейшие печи Гофмана и Цейса для круглосуточного обжига. И довёл свое производство до уровня успешно действовавших к тому времени на рынке заводов своего брата и племянника (клейма «МЗ», «В.З», и др.).

От Дмитрия Захарова завод перешёл к его супруге Анне Ивановне с сыновьями Козьмой, Федором и Иваном, которая выпускала кирпич с клеймом «Захарова и Ся». Первые двое в 1897 году выделили свои доли из материнской фирмы и образовали отдельный завод в Усть-Ижоре, на кирпиче которого зафиксировали своё правопреемничество, указав на клейме «Зав.Сущ. с 1813г. К.иФ.Захаровы». К 1903 году их двоюродные братья Александр и Михаил также обзавелись отдельными производствами («К.З» М.В.Захаровъ» и др.). Так что на семи заводах Захаровых в начале XX века работало в общей сложности около 700 рабочих, вырабатывая в год более 25 миллионов кирпичей! Так род полуграмотных крестьян с берегов Ижоры вместе с бурным развитием промышленности России превратился в династию образованных, уважаемых, потомственных почётных граждан страны, на благо которой они трудились и совершали многочисленные пожертвования.
Кирпич для царской семьи
При въезде в Большую Ижору по прибрежному шоссе вдоль Финского залива со стороны Ораниенбаума по правую сторону от дороги можно заметить каменный столб. Это остатки въездных ворот в черепично-кирпичный завод Отто Мора, располагавшийся у старого русла речки Сапоя. Выходец из немецких колонистов, Мор дослужился в столице России до коллежского асессора и полностью обрусел. Принял православие и стал именоваться Николем Федоровичем Мориным. Он владел кирпичным заводом сперва единолично, а затем с 1899 года вместе со своим сыном Константином Николаевичем Мориным (Андриановым) и компаньоном Вильгельмом Мором.

Из кирпича Отто Мора в 1885 году по приказу Александра II была построена Нижняя Дача в парке Александрия в Петергофе. Здесь родились две дочери Николая II и увидел свет долгожданный наследник престола Цесаревич Алексей. Именно эти кирпичи с клеймом «Петергофъ Моръ и Ко.» из дачи, взорванной в 1961 году, охраняли последние дни пристанище царствующей семьи – ведь в Царском Селе под арестом сидели уже просто «граждане Романовы»…
Автором этой статьи предпринята попытка по возможности полно представить первый «Каталог кирпичных клейм», охватывающий Санкт-Петербургскую, Новгородскую и Псковскую губернии на основании всех имеющихся документальных материалов, а также находок, обнаруженных в пределах указанной территории. В связи с этим автор выражает благодарность всем, кто оказал помощь при составлении данного каталога и любезно предоставил всю имеющуюся информацию и фотографии клейм, отсутствующие в авторской коллекции. Большим подспорьем в этой работе, безусловно, служит современные средства коммуникации, а именно Интернет-ресурсы. Такой совместный труд не только выявил достаточно большое количество людей, живо интересующееся данной тематикой, но и позволил объединить бескорыстный вклад как специалистов, так и любителей-энтузиастов на стыке нескольких чрезвычайно важных и увлекательных дисциплин – истории (краеведения), архитектуры и археологии.
На сайте Владимира Смирнова вы можете изучить большую коллекцию старинных кирпичных клейм, рассказать о своих находках и узнать их историю.