Для человека далёкого от тонкостей печной кладки все кирпичные печи – на одно лицо. И действительно, не так-то легко печнику сделать облик очага эксклюзивным и запоминающимся. Мастер с золотыми руками дополнит облик печи карнизами и полочками из кирпича, но всё равно она будет похожа на тысячи других кирпичных печей. А что, если заказчик просит что-то необычное, «не как у соседа»? Один из способов сделать печь уникальной – использовать оригинальное кирпичное панно.
Весной 2009 года печной центр «КАМИ» (Карелия, г. Петрозаводск) начал разрабатывать направление художественной резьбы по кирпичу. Первым шагом стало изготовление резных панно – участков кладки площадью в 15 кирпичей, на которые наносился резной рисунок. Каждое панно изготавливалось индивидуально и вручную, а перечень сюжетов ограничивался только полётом фантазии заказчика. Новое предложение компании быстро получило спрос. Причем, пользовались спросом как панно, изготовленные по эскизам печного центра, так и выполненные по задумкам заказчиков.
Сначала акцент был сделан на панно, вырезанные из цельного блока кирпичей, которые предварительно склеивались друг с другом клеем Skanfix Super. Со временем печной центр перешёл на изготовление панно «россыпью»: когда кирпичи собираются в блок с использованием глино-песчаной смеси. Блок после обработки разбирается, а панно отправляется заказчику комплектом отдельных кирпичей. В каждом подходе есть свои плюсы и минусы. Если панно монолитное, то швы также являются поверхностью, пригодной для резки – панно можно сделать с более сложным рисунком, содержащим мелкие детали. Если панно «россыпью», то рисунок должен иметь более крупные детали, зато класть такое панно проще, ведь можно свободно менять толщину швов – это не влияет на целостность восприятия. Так что делать панно монолитным или «россыпью», определяется при заказе, исходя из сложности изображения и личных предпочтений заказчика.
Логическим продолжением темы панно стала разработка резных каминов. Ведь покрыть рельефным рисунком можно ещё и боковые поверхности очага. Более того, рельеф может органично вписаться в поверхности камина, например, в контур каминного угла, выполненного из радиального кирпича. А на самый верх камина мастера печного центра ставят так называемую «корону» – дополнительный плоский резной элемент, – или резную фигурку, вписывающуюся в общий художественный замысел. Если панно изначально может быть или монолитным или «россыпью», то угол камина изготавливается только «россыпью», а корона только монолитом. Общим для всех трёх элементов является сюжет. Хотя это и не обязательно.
Сейчас, оглядываясь на пройденный путь, специалисты карельского печного центра с уверенностью констатируют, что «тема прижилась» и направление резьбы по кирпичу будет и дальше совершенствоваться. Уже есть идеи развития этого направления. Теперь будет ещё проще сделать кирпичные печи и камины более привлекательными и неповторимыми.