Печи для стран третьего мира в различных модификациях с 2006 года выпускает компания Philips, известный производитель электроники. Небольшие дровяные очаги, устраиваемые обычно прямо в доме — это типичное «кухонное оборудование» для сотен миллионов семей бедных регионов планеты. Печка от Philips с варочной поверхностью, хоть и выглядит не особенно впечатляюще, призвана облегчить их быт.

При всей простоте конструкции самая первая «буржуйка» от Philips потребляла на 80% меньше дров, чем каменные очаги, применяемые во многих бедных регионах. А это означало многократное облегчение быта, а именно сокращение труда по сборке древесины. Ещё более важно, что печка Philips выбрасывала на 90-99% меньше вредных веществ (угарного газа, летучих органических соединений), чем примитивные очаги. А ведь эти вещества наносят вред здоровью людей и даже становятся причиной их гибели. На момент выпуска первой печки Philips триста миллионов семей в самых бедных регионах мира использовали примитивные дровяные очаги для приготовления пищи. А дым и токсические выбросы убивали более полутора миллионов людей каждый год.
Конструкция
Экономичность и чистота выхлопа печи Philips обеспечиваются небольшим вентилятором, нагнетающим в корпус воздух под давлением. За счёт чего достигается высокая температура пламени и лучшее сгорание древесины и летучих веществ. Ток для небольшого электромотора вентилятора вырабатывает сама печка — в неё встроен термоэлектрический элемент.

Представители Philips так рассказывали о конструкции печи. «Секрет многих преимуществ этой печи в управляемом электроникой вентиляторе. Он форсирует прохождение воздуха через печь, создавая более высокую температуру и соотношение топливо-воздух. Результат этого – «чистое» горение и более эффективное использование топлива. Термоэлектрический генератор, используя тепло от горения дров, создает электричество для вентилятора. Кроме своей энергетической независимости, от этого генератора может также работать какое-то внешнее устройство. Например радио или лампа».
Также инженеры Philips позаботились о рациональности конструкции печи для достижения умеренной стоимости. А ещё они сделали хорошую теплоизоляцию корпуса конструкции, чтобы уменьшить время разогрева пищи и сократить бесполезную потерю тепла. И, конечно, важным элементом печи стала варочная поверхность.
Преимущества печи
В своей презентации продукта компания Philips перечислила следующие преимущества своей печи:
- Варочная поверхность делает приготовление пищи на дровах более удобным, почти бездымным, быстрым и очень экономичным.
- Встроенный вентилятор нагнетает воздух с высокой скоростью для очень хорошего сгорания. И, следовательно, обеспечивает меньше выбросов и высокую эффективность.
- Более высокая производительность, в сравнении с традиционным очагом. Снижение содержания окиси углерода до 94%. Снижение содержания твёрдых частиц до 93% и до 45% экономии древесины.
- Печь способствует уменьшению вырубки лесов и загрязнения воздуха внутри помещений.
Печи для бедных регионов как бизнес
Это не было благотворительным проектом. Новые буржуйки были призваны не только облегчить жизнь бедных жителей стран третьего мира. Но и стать основой успешного бизнеса дилеров компании Philips. Основными составляющими успеха нового проекта компания Philips видела:
- Привлекательное предложение для потребителей на основе подтвержденного мнения потребителей.
- Доступность продукта для целевой группы: низкая первоначальная стоимость, низкая стоимость топлива, низкая стоимость обслуживания.
- Техническое решение, которое может претендовать на существенное улучшение (имеет перспективы развития).
- Продукт, который может быть произведён в массовом количестве по низкой цене и с устойчивым качеством продукции.
- Хорошая сеть дистрибуции, продаж и обслуживания.
- Устойчивый, прибыльный бизнес для всех партнёров в цепочке.
Печь прошла испытания в нескольких домах бедных семей в Индии. После чего Philips начала искать партнёров для распространения этого продукта. С того времени компания выпустила несколько различных модификаций печей походного типа и кухонных дровяных плит для стран Азии и Африки.
Тем не менее, проект не получил широкого распространения. За годы попыток Philips предложить миру эффективную «буржуйку» для бедных стран развился рынок туризма и направление походных печей, которые составили конкуренцию мировому бренду.