Куракинская керамика в Петербурге - Fireplaces&Stoves

Куракинская керамика в Петербурге

01

С 25 января по 10 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге проходила персональная выставка известного художника-керамиста Нины МИШИНЦЕВОЙ «С любовью из Куракино». Многие петербуржцы впервые увидели авторские работы самобытного и поистине народного художника: широкий ассортимент гончарной посуды, садово-парковую скульптуру, настенные панно и блюда, напольные вазы и кашпо, мелкую пластику… А также майоликовые изразцы для печей и каминов по технологии 16 века, изготовление которых является одним из самых главных и востребованных направлений творчества Нины Мишинцевой. Вологодская художница не только сохраняет, но и развивает это старинное искусство.

06

Нина Мишинцева

Нина Мишинцева родилась в 1960 году в Чите. В 1980 году окончила отделение керамики Абрамцевского художественно-промышленного училища имени В.М.Васнецова. В 1991 году переехала в Вологодский край, в деревню Куракино, где оборудовала керамическую мастерскую. Член Союза Художников России, лауреат гранта Президента РФ «Для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства». Более 20 лет работает с керамикой, создаёт собственный мир в декоративно-прикладном искусстве и предлагает свой вариант художественного решения пространства.
В 2008 году в эфире Первого канала ТВ вышел документальный фильм режиссера Сергея Лылова «Нечаянная радость», рассказывающий о жизни Нины Мишинцевой и её семьи. Фильм также был показан на VII Всероссийском кинофестивале короткометражных фильмов «Семья России» и получил первую премию в номинации «Семья — малая церковь».

Керамические изделия Нины Мишинцевой под маркой «Куракинская керамика» хорошо известны по всей России, работы мастера украшают многие музеи и частные коллекции, а колоритная куракинская игрушка давно стала предметом коллекционирования. Туристы едут за тысячи километров в Куракино, чтобы воочию лицезреть рождение шедевров из глины в талантливых руках мастера. Петербуржцам же повезло — в течение двух недель они могли увидеть и даже прикоснуться к эксклюзивным печным изразцам ручной работы в галерее «Мастер» на улице Маяковского, дом 41. Представленные на выставке произведения были созданы в керамической мастерской, где круглый год кипит работа, где день за днём рука мастера выводит тонкой кисточкой рисунок на печном изразце.

04

Русский печной изразец — это особый вид искусства с богатой историей. Распространение получил ещё в Средневековье, а в XVII — XVIII веках в каждой дворянской усадьбе стояла изразцовая печь. Это долговечное произведение искусства передавалось в семье из поколения в поколение вместе с домом. Те, кто хоть немного разбирается в печном изразце, сразу увидели, что на выставке были представлены в точности такие же изделия, какие использовались при строительстве печей в купеческих домах в Великом Устюге, Ярославле и других старинных городах Руси, а потом и при строительстве печей в первых дворцах Санкт-Петербурга. Именно такие изразцы живы до сих пор, выдержав столетия, пройдя проверку временем.

02
Мастерская Нины Мишинцевой находится в тихой вологодской деревне Куракино. Здесь, в живописной местности древней земли Русского Севера в 1996 году возникла авторская художественная мастерская «Куракинская керамика». Здесь же добывается красная глина, из которой творятся настоящие чудеса.
Для изготовления печных изразцов используется местная красная гончарная глина, выдержанная не меньше года под открытым небом. Приготовленная, процеженная и соединённая с шамотом (огнеупорная измельченная глина) масса вызревает еще полтора-два года в глубоких ямах до рабочего состояния. Именно так заготавливали глину в небольших керамических мастерских XVII века. Глина, приготовленная таким способом, позволяет выполнить сложные формы изразцов без деформации при изготовлении, сушке и обжиге. Именно поэтому современные изразцы Нины Мишинцевой сохраняют все достоинства старинных. Печи, покрытые такой керамикой, долго не остывают и хорошо прогревают помещение, их легко мыть и они практически вечны.
Вся керамика расписана исключительно вручную, в технике майолики. Мастер повторяет уникальную роспись старых изразцов в авторской обработке, сохраняя технологию, традиции и приемы росписи. Каждый экземпляр индивидуален, а вместе они образуют настоящее произведение искусства, становятся доминантой помещения.

03
Росписи изразцов варьируются по стилю: от живописной, золотисто-жёлтой или нежной, прозрачной как акварель до более строгой, изысканной, графичной в бело-синем колорите — кобальтовой. Значительное место на выставке заняла любимая автором голландская тема, воплощённая в изящных голландских пейзажах, мельницах, корабликах и русалках, украшающих печи.

05
В росписи изразцов особого внимания заслуживают картинки, выполненные по мотивам русских народных поговорок, прибауток, песен, которые сохраняют и передают из поколения в поколение народную мудрость. Тексты поговорок, написанные тончайшей кистью на поверхности изразцовых плиток, можно читать часами, обходя печь по кругу.
Каждая изразцовая печь Нины Мишинцевой — это неповторимое событие, вызывающая у зрителей удивление и восторг.

Полный фоторепортаж с выставки Вы можете увидеть здесь.

Оставить комментарий