Керамическое производство компании "Паллада" - Fireplaces&Stoves

Керамическое производство компании «Паллада»

31Керамическое производство реставрационно-строительной компания «Паллада»  широко известно своими роскошными эксклюзивными изразцовыми каминами и печами. В каждом изделии воплощается художественный вкус дизайнеров и настроение мастеров, которые вкладывают в керамику неподдельную любовь к своей работе. Мы получили возможность заглянуть в мастерские компании «Паллада» и увидеть, как обычная глина превращается в уникальный печной изразец.

32

Руководитель и владелец компании Константин ЛИХОЛАТ активно занимается научной работой и возрождением керамического производства.

Следует отметить, что «Паллада» занимается не только каминами, печами и барбекю, среди направлений — православное строительство (купола, иконостасы, киоты, различное убранство фасадов и интерьеров), сувенирная продукция, садово-парковые изделия (кашпо, горшки, вазоны).
Руководитель и владелец компании Константин ЛИХОЛАТ активно занимается научной работой и возрождением керамического производства в нашей стране. Он горячо интересуется старинными изразцовыми каминами и печами и проводит серьёзные исторические исследования, внося неоценимый вклад в сохранение культурно-исторического наследия нашей страны.
— Любовь к истории и предметам декоративно-прикладного искусства мне привил мой отец, коллекционер и антиквар — рассказывает он. — Моё детство тесно связано с предметами старины: мне было интересно рассматривать их, изучать, читать специализированную литературу. В частности, в детстве мной было прочитано очень много книг по археологии. Наверное, именно тогда и была заложена основа моей будущей деятельности.

По образованию Константин — инженер-конструктор космических аппаратов, но в 90-е годы его специальность оказалась не слишком востребована:
— Вопрос стоял о выживании, — рассказывает директор «Паллады». — Нужно было куда-то себя пристроить. И вот меня пригласили поработать руководителем одной из небольших петербургских керамических мастерских. Я с радостью согласился, а через некоторое время понял, что в этой работе нашёл себя. Во-первых, мне нравилась управленческая деятельность. Во-вторых, было крайне интересно работать с керамикой, изучать историю керамического производства, обращаться к истокам, воплощать старинные проекты в современных изделиях. Всё это переросло в чёткое понимание: с этим я хочу связать свою жизнь.

Через восемь лет после начала работы в керамической мастерской Константин ушёл в свободное плавание и открыл собственную мастерскую, которая получила название в честь древнегреческой богини мудрости, военной стратегии и победы — Афины Паллады. Примета «как вы лодку назовёте» здесь оправдала себя на сто процентов: на сегодняшний день компания занимает лидирующую позицию в своём сегменте на рынке Северо-запада и одну из лидирующих позиций на российском рынке.

На традиционный вопрос о секрете успеха Константин отвечает коротко: «Не бояться ошибок. Не бояться ошибок и идти вперёд, к своим целям».

Так и просятся слова, что компания с уверенностью смотрит в будущее, но точнее будет сказать, что «Паллада» смотрит в прошлое, причём смотрит очень внимательно:
— Мы черпаем вдохновение из истории. В составе нашей компании работают краевед, искусствовед и археолог. Мы стремимся к тому, чтобы донести до людей все достоинства керамики, раскрыть все её возможности, подкрепляя эту информацию примерами из истории, — говорит Константин.
Сегодня на официальном сайте «Паллады» можно найти более ста пятидесяти авторских заметок о старинных изразцовых печах, большинство из которых так и остались бы забытыми и неизученными, если бы не исследовательская деятельность «Паллады». Роскошные керамические изделия в старинных усадьбах, дворцах, поместьях, храмах действительно являются не только памятниками декоративно-прикладного искусства, но и неисчерпаемым источником идей, которые мастера «Паллады» воплощают в своих работах.

33

Одна из работ «Паллады» на выставке «Салон Каминов» в Москве (весна 2013)

С чего же начинается изготовление эксклюзивного изразцового камина? С того, что в офис «Паллады» приходит заказчик. Что его привлекает? — красота расписного изразца или осознание того, что изделие это уникально и неповторимо, а его создание — процесс невероятно трудоёмкий и кропотливый?
— Наш заказчик — это человек, понимающий и ценящий тепло керамики, — говорит Константин ЛИХОЛАТ. — Ценность глины — в её природном происхождении, в её через огонь полученной чистоте, теплопроводности, устойчивости к высоким температурам. Глина — живой материал, он запоминает настроение, которое передаётся через руки мастера. Всё это знают и ценят те люди, которые обращаются в нашу компанию.
Внимательно выслушав все пожелания заказчика, дизайнер создаёт эскиз будущего изделия, иногда два или три варианта на выбор. В некоторых случаях то, что нужно, находится в каталоге выполненных работ «Паллады». Каталог, к слову, приятно удивляет разнообразием форм, цветов и стилей, здесь словно собраны камины всех времён. Сегодня заказывают как классические кирпичные печи в керамической облицовке, в которых изразец играет роль теплонакопителя, так и готовые чугунные топки, в основном зарубежного производства, где облицовка выполняет исключительно декоративную функцию. «Паллада» готова воплотить в жизнь любой проект — от маленького камина в стиле модерн до очень модной сейчас огромной русской печи с лежанкой.
Когда концепция изделия и его эскиз согласованы с заказчиком, выполняются чертежи. Это, наверное, самый сложный во всей цепочке изготовления процесс, требующий предельной точности. Затем производятся модельные работы — то есть, из гипса или скульптурного пластилина выполняются модели будущих изразцов. Раньше все модели изготавливались вручную, но технологии не стоят на месте, и сегодня в некоторых случаях для этого используются фрезерные станки, которые позволяют значительно ускорить процесс.

34

Раньше все модели изготавливались вручную, но технологии не стоят на месте, и сегодня в некоторых случаях для этого используются фрезерные станки

 

Хотя, когда речь идёт о сложной детали, работу можно доверить лишь рукам мастеров. Зачастую изготовленный на фрезерном станке «полуфабрикат» дорабатывают, «приглаживают» вручную. Ручной труд даже при самых современных технологиях исключить нельзя. Да и не нужно, наверное. Непосвящённый с первого взгляда не отличит, сделана модель вручную или на станке, но сами работники мастерской считают, что изделия, прошедшие через руки человека, обретают душу, становятся живыми.

35

Ручной труд даже при самых современных технологиях исключить нельзя.

С готовых моделей снимается гипсовая форма, в которой после сушки происходит формовка изразца. В одной из небольших уютных мастерских мы смогли понаблюдать, как мастер заполняет гипсовую форму глиной. Он не спешит, тщательно укладывает глиняную массу, заботливо разглаживает её ладонью. Мы чувствуем себя свидетелями какого-то магического обряда. И правда, наверное, не может не быть живым материал, с которым так долго, так сосредоточенно работает человек.

IMG_9266 copy

В одной из небольших уютных мастерских мы смогли понаблюдать, как мастер заполняет гипсовую форму глиной.

— Глина — материал очень приятный, податливый и тёплый, — говорит Константин ЛИХОЛАТ. — Когда в твоих руках рождается изделие, ты чувствуешь себя — в этот момент, здесь и сейчас, — творцом. Творцом чего-то, что останется после тебя.

Гипс имеет пористую структуру и быстро вытягивает из глины воду. Через два-три часа после заполнения форму переворачивают и снимают. Получившееся изделие накрывают тканью, чтобы поверхность не слишком быстро высыхала и не треснула. Сохнет изразец около двух недель. Потом его ещё два дня досушивают в специальной сушильной камере. А затем отправляют в большую электрическую печь на обжиг.

36

Изразцы проходят обжиг в большой электрической печи.

Когда все элементы изделия высушены и обожжены, проводится их контрольная подгонка, стыковка всех деталей. Важно проверить, нет ли между ними щелей, ровные ли швы. Если что-то не так — изразцы подравнивают на камнерезном станке. Следующий этап — глазурование, которое производится с помощью специальных пистолетов в глазуровочных камерах, оборудованных вытяжками и вращающимися турнетками. После глазурования изразцы отправляются на роспись.

Это, наверное, самый творческий этап изготовления печного изразца. Мы заходим в большую комнату, где за длинными столами сидят молодые девушки, у каждой в руках кисточка, а на белых изразцах перед ними расцветают невиданные цветы и диковинные узоры. Девушки все, как на подбор, красавицы, а в мастерской чувствуется атмосфера весны, радости и хорошего настроения. Наверное, с изразцами по-другому и нельзя, ведь считается, что глина впитывает энергетику людей, которые с ней работают.

37

После глазурования изразцы отправляются на роспись.

Роспись, как нам рассказали, бывает подглазурная и надглазурная. Подглазурная — это когда роспись наносится по сырой эмали, а затем производится обжиг. Надглазурная — когда рисунок наносится на обожжённую эмаль. И в том, и в другом случае после художественной росписи изразец ещё раз проходит обжиг, уже последний.
Теперь изделия можно собирать, упаковывать и отправлять на монтаж.

— Одна из наших задач заключается в том, чтобы рассказать людям, насколько интересен этот материал — керамика, — говорит Константин, — какие возможности он даёт в создании предметов декоративно-прикладного искусства, какими возможностями в отделке фасадов и интерьеров он располагает… Ещё когда происходило становление компании, когда мы определяли наши цели, я говорил: мы должны не просто создавать интересные изделия, которые можно продать, — мы должны рассказать широкому кругу людей, что из себя представляет глина, какую роль она играет в нашей жизни и какими свойствами обладает.

Вероятно, именно это желание подтолкнуло руководителя керамической мастерской к открытию на базе предприятия учебно-досугового центра для детей и взрослых, где занимаются, в том числе и дети из социально необеспеченных семей. Кроме того, «Паллада» проводит занятия по лепке из глины в детских хосписах.

После посещения мастерских и общения с сотрудниками компании, становится понятно: «Паллада» — это что-то большее, чем производственное предприятие. Кружок по интересам? Центр возрождения керамического искусства? Маленький мир, где каждый играет главную роль, принимая участие в создании практически вечных изделий, которые будут передаваться из поколения в поколение? Наверное, и то, и другое, и третье. И мы рады, что нам удалось побывать в этих мастерских и понаблюдать, как через кропотливый, подчас тяжёлый труд люди, один за другим, отдают частичку своей души тёплой податливой глине, оживающей в их ладонях.

Оставить комментарий